Слава Украине! Героям слава!
Для военнослужащих ВСУ – обследование, консультации и лечение заболеваний,
возникшие в результате участия в боевых действиях, мы предоставляем бесплатно.

пн - суб с 9:00 до 19:00

вс - выходной

03150, Киев,

ул.Деловая (Димитрова), 5-Б;

Показать на карте
Киев, ул. Деловая, 5-Б Одесса, ул. Армейская, 8-В

Особенности зрения у детей до года

Уже при рождении ребенок обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами: прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.

Световая чувствительность

Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются в основном неадекватные защитные реакции. Световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого к концу первого полугодия жизни ребенка. Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности, сетчатки – тончайшей внутренней оболочки глаза, воспринимающей свет и преобразующей его в нервные импульсы.

Расширение зрачка в темноте у детей до 1 года происходит медленнее, чем его сужение на свету. Но уже на 2-й – 3-й неделях в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Центральное зрение

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2-м – З-м месяцах жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование – от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Различать простейшие предметы позволяет соответствующий уровень развития зрительной системы, а вот распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.

На 4-м – 6-м месяцах жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше – на 2-м – З-м месяцах – замечает грудь матери. На 7-м – 10-м месяцах малыш способен распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар). Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.

Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005 – 0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01-0,03, и в норме только к 6 – 7 годам достигает 0,8 – 1.

Одновременно с остротой зрения развивается цветовосприятие. Исследования показывают, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2-6 месяцев. Различение цветов начинается прежде всего с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4-5 годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин.

Бинокулярное (объёмное, стереоскопическое) зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения – глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей:

  1. При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него сужается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза при этом бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  2. Через 2-5 недель после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  3. К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

В течение второго месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На четвертом месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии. Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Когда надо посещать детского офтальмолога

Первый осмотр ребенка офтальмологом проводится еще в роддоме, его задача – выявление врождённых заболеваний (катаракта, опухоль сетчатки, глаукома, воспалительные заболевания). Обязателен осмотр детей, родившихся раньше срока для исключения патологии сетчатки – ретинопатии недоношенных и атрофии зрительного нерва.

Существуют определенные периоды до года, когда даже при отсутствии патологий нужно проверять зрение: в возрасте месяца и полугода.

В офтальмологическом центре «Эксимер» (Киев) проводится полная проверка зрения у детей до года с применением компьютеризированного оборудования. Точная диагностика детей с нарушениями зрения позволит узнать причину и степень заболевания и назначить эффективное лечение.

Исследования, входящие в программу диагностики зрения у детей до года в клинике «Эксимер» (Киев):

  • определение остроты зрения;
  • измерение рефракции;
  • осмотр глазного дна с расширенным зрачком;
  • измерение длины глазного яблока, кривизны роговицы, глубины передней камеры глаза и размера хрусталика;
  • проверка бинокулярных функций (способности мозга создавать одно объемное изображение из тех, которые видит каждый глаз отдельно);
  • проверка полей зрения;
  • определение запаса аккомодации.
Записаться на прием к офтальмологу
ОНЛАЙН ЗАПИСЬ ЗАДАТЬ ВОПРОС